О ФРЕЙДЕ и АДЛЕРЕ
Что касается проблемы типов у Фрейда и Адлера, признаю, она довольно запутана. Я хотел сказать, что точка зрения Фрейда экстравертна, а у Адлера довольно интровертная.
Если вы прочтете мою статью о творце (“On the Relation of AnalyticalPsychology to Poetical Art” в Contributions to Analytical Psychology,1928), то обнаружите, что я различаю между обычным эго-сознанием человека и его творческой личностью.

Очень часто встречается поразительное различие. Лично творческий человек может быть интровертом, но в своей работе он экстраверт и наоборот.
Я знал Фрейда и Адлера лично. Фрейда я встретил, когда ему было уже за 50.
По стилю жизнь он был чистым интровертом, тогда как Адлер, которого я повстречал молодым человеком моего возраста, оставил впечатление невротичного интроверта, а в таком случае всегда есть сомнение в точном типе. Как вы знаете, сам Фрейд был невротиком всю жизнь.
Я сам проводил анализ одного очень неприятного симптома, от которого в результате лечения удалось избавиться. Это дало мне идею о том, что Фрейд, как и Адлер, претерпел изменение в своем личностном типе. Прежде всего, Фрейд, как творческая личность, имел выраженную экстравертную точку зрения.
С другой стороны, в личностной психологии он претерпел тяжелейшую перемену в жизни. Изначально он был чувствующего типа и позже начал развивать мышление, которое у него никогда не было хорошим. Он компенсировал свою изначальную интроверсию отождествлением со своей творческой личностью, но всегда чувствовал себя неуверенно в этом отождествлении, так что никогда не осмеливался появиться на конгрессах врачей. Он слишком боялся оскорблений.
Адлер, как я полагаю, лично никогда не был интровертом, потому, едва достигнув успеха, он начал проявлять экстравертное поведение. Но в творческой работе у него был взгляд интроверта. Комплекс власти, который оба они проявляли, в поведении Фрейда был уместен. В случае Адлера он проявился в теории, где ему не было места. Это было вредно для его творческого аспекта. В сущности, Фрейд был гораздо более великим умом, чем Адлер. Фрейд – это реальный взгляд, Адлер – побочные сведения, хотя имеющие определенное значение.
Диагностирование типа крайне сложно, когда имеет место невроз. Как правило, вы сталкиваетесь и с тем, и с другим, и с интроверсией, и с экстраверсией. Но одно принадлежит эго-личности, а другое – теневой или вторичной личности. Как часто бывает, в жизни эти две личности сменяют друг друга. Либо вы начинаете жить с тени (не с той ноги), а позже продолжаете жить реальной личностью, либо наоборот.
Из письма Карла Густава Юнга Роберту Г. Лёбу
Источник: Касталия
На фото: Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога