Инстинкт с биологической точки зрения – это нечто крайне консервативное, настолько, что кажется почти неизменным.
Этот факт не следует упускать из виду, когда разговариваешь с ученым.
Это обычный факт в царстве животных.
Только человек проявляет определенную ненадежность в отношении функционирования своих инстинктов, и только цивилизованный человек может упустить из вида свои инстинкты в некоторой степени и при определенных условиях.



Если он только инстинктивен, неизбежно столкновение с цивилизацией, если он слишком удаляется от инстинктивной основы, становится невротичным. Между этими двумя крайностями есть определенный оптимум.
Потому трансформация инстинкта может затрагивать лишь малую его часть и требует непредставимые тысячи лет, чтобы добиться заметного изменения.
Это трансформация в представлении биолога.
Но та трансформация, что на уме у психолога – это нечто иное, несравнимое с биологическим воздействием, поскольку это не «настоящее» изменение, как его понимает натуралист.
Это скорее «психологическое» изменение, изменение, порожденное психологической суперструктурой; относительно малое количество инстинктивной энергии (т.е. энергии инстинкта) переводится в другую форму, т.е. мысленную или чувственную (идея и ценность) на основе и при помощи уже существующего архетипа. Это совершается, например, в ритуальном анамнезисе архетипической фигуры.
Эту процедуру можно наблюдать почти во всех мистериях обновления или перерождения; в них присутствует призывание и драматическое представление (духовного) предка и его деяний. Δεικνυμενον[то, что показывается] и δρωμνον[то, что совершается] «констеллируют» (или стимулируют) скрытые аналогичные архетипы у μυσται [посвященные], и присущее им очарование заставляет инстинктивную энергию (либидо) отклоняться от своего изначального, биологического течения и устремляться к своей духовной копии.
См., например, герменевтическую концепцию Cantic. Cant., где Христос соответствует «духовному предку» или архетипу человека (как Adam Secundus) [Второй Адам], тогда как фундаментальная инстинктивная основа представлена без сомнения эротической ситуацией.
Из письма Юнга Отцу Виктору Уайту, 13 февраля 1946 г.
Источник: Касталия

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога